Вызов третьего президентства

A A= A+ 04.04.2001

Так получилось, что на недавних президентских выборах в Татарстане никто не смог бросить вызов Минтимеру Шаймиеву. Соперники оказались не готовы к обсуждению состояния республики и стратегии ее развития.

А готово ли, подумалось нам, само общество к серьезному обсуждению своего настоящего и будущего? Редакция «Восточный экспресс» обратилась с предложением поговорить об этом. Первым откликнулся известный в республике предприниматель Александр Таркаев.

Приглашаем других – скоро будет формироваться новое правительство Татарстана, поэтому умные люди будут замечены, а ценные идеи – востребованы.

 

Так сложилось исторически, что каждый президентский срок Минтимера Шаймиева был связан с определенным историческим вызовом Татарстану и соответствующим ответом, который давала на него власть в лице президента.

1. Суверенный корабль

В период первого президентства это был социальный вызов. Развал Союза, бешеный рост цен и инфляция, поставившие народ на грань выживания, приватизация, раздел собственности и криминальный бум, вызванный всеми этими процессами, вот проблемы, с которыми республика столкнулась в начале 90-х.

Ответ команды Шаймиева был в том, что «невидимая рука рынка не всемогуща и нуждается в помощи». Этот ответ воплотился в социальных программах, развороте части финансовых потоков, обособленных в процессе суверенизации, на социальную поддержку населения, в жесткой торговле с центральной властью за налоговые доходы для обеспечения хотя бы сносного уровня жизни населения. Суверенизация также служила средством страховки – большой корабль реально мог потонуть и увлечь нас за собой, некоторое дистанцирование было нелишним.

В общем цели удалось достичь: Татарстан закончил этот период с самой сильной системой соцзащиты, самыми низкими ценами и высоким уровнем жизни в России. Пожертвовать пришлось темпами приватизации – в первую очередь малой – и предпринимательством в сфере услуг.

2. Проверка на прочность

Во втором сроке власть проверялась на способность выдерживать серьезные потрясения типа глобального дефолта и отвечать по своим обязательствам как перед кредиторами, так и перед гражданами в рамках бюджетных обязательств. Ответом было формирование правительства во главе с жестким и оперативным премьером, явный приоритет министерства финансов и налоговых органов в деятельности правительства, жесткий контроль над основными бюджетообразующими предприятиями, включающий в себя прямое вмешательство в их хозяйственную деятельность и временный отход от методов и целей, провозглашенных в программе социально-экономического развития республики, принятой в 1996 году. В сочетании с институтом глав районов и городов, подотчетных только президенту, все это сформировало жесткий и устойчивый каркас власти. В результате к концу 2000 года – не без помощи дефолта – президент и правительство достигли процентной исполняющей бюджета, мирных договоров со всеми кредиторами и существенного оживления промышленности. Ценой этих достижений стала тень, которую административная пирамида начала отбрасывать на ее творца – особенно на периферии. Отдельные «кирпичики» решили, что подотчетность только президенту Шаймиеву означает независимость от народа.

3. Какие опасности нас поджидают?

И вот настал третий срок президентства. Так получается, что, как и первый срок, Минтимеру Шаймиеву предстоит провести его и в полностью изменившейся стране. Тем не менее, попробуем представить себе основные проблемы, с которыми столкнутся президент и власть в целом в эти пять лет, и какими могут быть адекватные ответы на вызовы времени.

Первая проблема – межбюджетные отношения. Несмотря на согласие Москвы вернуть часть потерянных Казанью средств (с помощью постепенно уменьшающихся трансферов) и обеспечить таким образом «мягкое вхождение» в общероссийский бюджетный процесс, трансферы эти придется брать с боем, да и сумма их наверняка окажется меньше, чем нам хотелось бы. Здесь мало что можно сделать, кроме настойчивого отстаивания наших интересов в органах законодательной и исполнительной власти. Здесь у нас опять и успехи, которые невозможно переоценить.

Вторая проблема – переход на рентные методы взимания «сверхдоходов» у сырьевиков. Здесь сразу проявляется различие, которое имели в виду законодатели России и Татарстана, когда писали в своих конституциях о том, что «недра принадлежат народу». Какому народу? Результатом такого перехода будет, скорее всего, потеря Татарстаном значительной части нефтяных доходов, которые придется компенсировать за счет других отраслей.

Проблема доходов усугубляется тем, что наш «Татспиртпром» не готов к прямой конкурентной борьбе с раскрученными общенациональными марками спиртных напитков в условиях открытых границ и консигнационных складов. Создание своих общеизвестных брендов – это процесс, занимающий годы и требующий до 20 процентов доходов бизнеса в этот период. Таким образом, простые и легко собираемые источники доходов сократятся. Дефицит придется покрывать за счет сокращения расходов и увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства.

С расходами все более или менее ясно – созданная государственная машина должна стать более эффективной. Затраты государства должны перейти из области чисто управленческих расходов в инвестиции в инфраструктуру бизнеса и мероприятия, повышающие эффективность управления. Наконец-то ставшее правилом управление по социально-экономическим индикаторам должно быть дополнено индикаторами эффективности функционирования всех звеньев государственной машины и соответственно с затратами на функционирование этих звеньев.

4. Какие задачи нам надо решать?

Что касается увеличения доходов, то ситуация здесь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. В 2000 году в Татарстане и в целом в России господствовал эйфорический настрой, связанный с невиданными темпами производства. Скорее всего, в масштабах страны рост продолжится, но так ли равномерно будут распределены его плоды, как в прошлом году, сказать трудно.

Дело в том, что в 1999–2000 годах происходит рост насыщенного рынка, вызванный в основном необходимостью импортозамещения, возникшей после приведения стоимости рубля в соответствие с производительностью труда в стране. Рост насыщенного рынка – это общий рост, при котором каждая компания как бы не видит другие аналогичные компании: для роста хватает незанятой доли рынка. Такой свободный рост уже прекратился и будет возможен только в инновационных областях.

В условиях насыщенного рынка начинается конкурентный рост, при котором каждая компания получает или теряет свою долю рынка как за счет общего изменения объема рынка, так и в результате перераспределения его объемов между участниками рынка. В такой ситуации на первое место выходит способность использовать конкурентные преимущества компаний и территорий. Возможности республики с позиции конкурентных преимуществ были довольно подробно описаны в программе экономического и социального развития, принятой Госсоветом в 1996 году, а также в исследованиях, проведенных специалистами РТ совместно с американской консалтинговой компанией «Монитор».

С позиции этих исследований роль правительства сводится к развитию конкурентных преимуществ региона и нейтрализации тех факторов конкуренции, в которых позиции республики недостаточно сильны. Обычно рассматриваются такие области, как инфраструктура, финансовая банковская система, образование (включая профессиональное) и предпринимательский климат – интегральный фактор, включающий в себя безопасность ведения бизнеса и затраты на взаимодействие с властями в процессе ведения бизнеса.

Вложения в инфраструктуру осуществлялись и в первое, и во второе президентства М. Шаймиева. В результате республика имеет самую густую сеть сотовой связи в стране после Москвы. Резко улучшилось состояние дел со стационарной связью. Сформирована сеть вполне приличных автомобильных дорог в сельской местности. Были сделаны также существенные вложения в модернизацию аэропорта в Казани (правда, к сожалению, не поддержанные маркетинговыми мероприятиями по увеличению грузооборота и пассажиропотока, как это, например, сделано в аэропорту Домодедово).

К сожалению, усилия в дорожном строительстве недостаточно сконцентрированы на двух основных магистралях, влияющих на состояние экономики во всей республике, – Челны – Казань – Альметьевск. Именно эти две дороги, плюс выход к мосту через Волгу, определяют способность перемещать массовые грузы. По-прежнему в состоянии где-то между жизнью и смертью система водного транспорта, равно как и скоростные контейнерные перевозки по железной дороге. Однако, несмотря на эти и другие проблемы, в целом инфраструктура развивается довольно успешно, и задача власти не потерять темп, с одной стороны, и максимально использовать рыночные методы эксплуатации инфраструктуры – с другой.

Состояние финансовой и банковской систем существенно отстает от потребностей такой экономики, какую должен иметь Татарстан. Серьезное инвестирование в производство ведут в основном два банка: «Ак Барс» и Татфондбанк. Ощущается дефицит страховых услуг с высокими пределами ответственности, по которым мы пока отстаем от лучших московских компаний. Недостаточно быстро развиваются лизинговый и ипотечный бизнес.

Практически не существует система безналичных расчетов через пластиковые карты, особенно в торговле и сфере услуг. Достаточно сказать, что даже в лучших ресторанах Казани невозможно пообедать, расплатившись карточкой, что вызывает курьезные ситуации – при попытке иностранного или московского партнера, пригласившего вас на обед, расплатиться картой Visa или другой аналогичной.

Республике необходима программа развития финансового сектора. Однако этого недостаточно, чтобы сделать свои компании конкурентоспособными и привлечь на территорию республики новые компании с высокими оборотами и выплачиваемыми зарплатами. Кстати, проблема зарплаты будет стоять особенно остро в следующей пятилетке. Нам предстоит насытить экономику деньгами, увеличить зарплаты, а значит, и допустить значительный рост цен.

5. Самый серьезный вызов для Татарстана

Важнейшими компонентами конкурентоспособности в следующие пять лет станут цена ведения бизнеса и кадровое обеспечение промышленности.

Что касается стоимости ведения бизнеса, то процесс, как говорят, пошел. Вдруг выяснилось, что можно не гонять предпринимателей по всему городу, а возложить работу по регистрации на тех, кто получает за это зарплату, – заработала регистрация «в одно окно». Это хорошо, но крайне мало – реально полезным шагом стала бы отчетность «в одно окно», тогда мы оказались бы уже более или менее на мировом уровне по трудозатратам на отчетность. А если бы мы запустили систему безналичных расчетов через карточки, то, возможно, смогли бы работать, как США или Канаде, где директор ведет все расчеты через корпоративную кредитную карту, а бухгалтера приглашает на неделю – в отчетный период. В целом президент Татарстана запустил чрезвычайно нужный процесс. Сейчас важно только одно – это будет кампания, или он сумеет «дожать» многочисленные административные структуры и заставить их работать на предпринимателя, а не против него.

Итак, следующая пятилетка будет пятилеткой роста в условиях конкуренции. А это значит, что жизненно важно будет сокращать издержки, быстро осваивать новую продукцию, вести грамотную маркетинговую политику, эффективно привлекать деньги на техническое перевооружение и вести это самое техническое перевооружение. Те, кто сегодня гордится тем, что снова после многолетнего перерыва производили 10 лет назад, будут разочарованы: далеко не все просто ждали лучших времен, некоторые устанавливали новейшее оборудование и осваивали новые технологии.

Однако у всех одна проблема – огромный кадровый и научный голод. Практически невозможно найти высококвалифицированного специалиста в возрасте около 35, имеющего производственный опыт. Люди, которым сегодня 35, закончили вузы и попали в разваливающуюся экономику. Их опыт – или опыт стояния на базаре, или опыт работы на неработающем заводе. Практически это означает потребность в переподготовке кадров в стиле первых лет после гражданской войны. Аналогичная ситуация в прикладной науке. Сегодня просто нет организаций, готовых предложить на любых условиях новые технические и технологические разработки, несмотря на многочисленные заверения об огромном научном потенциале. Раз не покупают – значит нет, что бы ни думали авторы.

Научно-технический и связанный с ним кадровый вызов – самый серьезный для президента и правительства. До сих пор считалось, что это проблема федерального правительства, и это верно, особенно для фундаментальной науки. Однако прикладная наука и технические кадры – это основа экономики, причем нашей родной, татарской.


Газета «Восточный экспресс», апрель 2001 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER