В бизнесе ему было «тесно»
Николай Пронин
Выпускник Казанского университета, Высшей школы управления. В 1996–1997 годах – помощник Александра Таркаева, в 1996–2009 годах – заместитель управляющего, управляющий инвестиционного фонда «Диалог-инвест», генеральный директор компании «Диалог инвестментс». С 2009 года – советник президента КАМАЗа по стратегии, с 2010 года – заместитель генерального директора, исполнительный директор «РТ-Авто».
Мое знакомство с Таркаевым произошло в стенах университета. Профессор Виссарион Федорович Семенов пригласил Александра Никитича провести перед нами, второкурсниками, что-то вроде лекции в свободной форме. А завершая ее, Таркаев сказал: «Кто хочет у нас работать – приходите, звоните». Я подошел. Как потом выяснилось – на целых четырнадцать лет…
Я начал работать в «Диалоге» как помощник Александра Никитича. Через год стал заместителем управляющего чекового инвестиционного фонда «Диалог», затем стал его управляющим. А в 1998 году стал генеральным директором компании «Диалог инвестментс».
…Четырнадцать лет – огромный отрезок. В моей жизни мало людей, сыгравших такую же роль, как Таркаев, разве что отец. Он меня формировал – и в профессиональном плане, и в духовном, и в моральном. Конечно, не могу сказать, что всегда и во всем был с ним согласен. Часто возникали споры, пару раз я даже уходить собирался, но всегда из этих споров что-то рождалось. Помню, как-то мы ехали вместе в Набережные Челны на машине. Начался какой-то профессиональный спор. И, кажется, один шаг оставался до того, чтобы сказать: «Александр Никитич, остановите машину, я выйду прямо сейчас». Но Таркаев никогда не ставил людей в ситуацию, когда они вынуждены или потерять лицо, или такой шаг сделать. В любом, самом яростном споре он оставлял и себе, и своему оппоненту возможность с честью выйти из пике.
…Работать было интересно. Думаю, «Диалог инвестментс» и «Диалог консалтинг» были его любимыми, окончательными детищами. Все же «Форт Диалог», который они начинали с Владимиром Борисовичем Нитенко, – более торговый бизнес, конвейерный. Успешный, но в плане творчества, после того как миновал старт-ап, не такой интересный. Не фронтир. И Таркаев с Нитенко в этом плане очень разные люди. Нитенко – человек более жесткий, системный. Таркаев – это творчество и поиск прежде всего.
И вся наша команда была такой же. Уже потом я понял, как нам повезло: ведь мы привыкли получать деньги за то, что нам было интересно! Пусть с авралами, иногда без выходных, но – только тем, что интересно. Это объективная особенность консалтинга: каждые три-четыре месяца появляется новая тема. Вчера занимался металлургией, сегодня – фармацевтикой, послезавтра – машиностроением. А когда ты во главе этого процесса, то сразу все это одновременно! Это… захватывает. Тем более что задачи, как правило, нам ставили нетривиальные. И партнеры в бизнес-проектах возникали разные, мы постоянно узнавали совершенно разных людей – по типу мышления, образованию, культурному уровню, профессионализму.
Тут сказался еще один талант Таркаева: несмотря на всю свою рафинированность, он обладал потрясающим качеством – найти общий язык с любыми людьми, при этом абсолютно не подстраиваясь под них.
…Думаю, что ипостась бизнесмена – не самая главная и даже, наверное, не самая сильная составляющая личности Александра Никитича. Таркаев – не бизнесмен, он – новатор и общественный деятель, для которого бизнес стал лишь инструментом достижения тех общественных целей, которые он перед собой ставил. И когда Таркаев стал членом парламента, это особенно ярко проявилось. В чем-то это даже и стало причиной моего ухода из «Диалога»: общественная деятельность стала теснить бизнес. У Таркаева она отнимала много времени и сил – физических и душевных.
Не берусь судить, но, как мне кажется, мало кто из депутатов так относился к своим депутатским обязанностям как он. Два раза в неделю ездил в округ, в Чистополь, проводил прием граждан. Причем не просто приехал, «номер отбыл» и уехал. Он реально решал вопросы чистопольцев, весь его депутатский аппарат постоянно работал: тут проблему с квартирой решить, там лечение оплатить, здесь с ремонтом двора разобраться…
Только лишь в бизнесе такому человеку как Таркаев было бы попросту тесно. Даже в большом бизнесе. Я помню, как приезжали представители известных мировых инвестиционных банков. Как смотрели на него удивленно, и в их глазах читалось: «Господин. Откуда тут такой взялся – интеллектуал, прекрасно образован, ученая степень, свободные английский и французский, независимость аналитики…». Ему предложили серьезные позиции в этих структурах. Он подумал и… отказался. Потому что был очень привязан ко всему, чем занимался, – к «Диалогу», к Торгово-промышленной палате, к республиканским программам, в подготовке которых участвовал.
…Одним из самых интересных проектов «Диалога» была работа на КАМАЗе. Было два этапа. Первый этап – это реструктуризация долгов и «разборка» с ККР. Равиль Муратов привлек к этой работе Таркаева. Как генератор идей Таркаев внес очень большой вклад в разрешение долгового кризиса КАМАЗа. Второй этап – это те преобразования, которые начались на КАМАЗе с приходом Сергея Когогина. Прежде всего он взялся за наведение порядка в товаропроводящей сети. Ликвидировали бартер, все эти схемы, из-за которых и ходила на КАМАЗе известная печальная шутка: «вокруг КАМАЗа все богатые, только один КАМАЗ бедный». Когогин сумел эту ситуацию переломить, несмотря на всю инерцию, управленческие проблемы и «неслучайность» людей, работавших с КАМАЗом. Был наведен порядок в системе продаж автомобилей. Скидки, цены, порядок отгрузки. Это стало первым значимым шагом. Второй шаг – оптимизация расходов. Причем, надо отдать должное Сергею Анатольевичу, заговорил он об этом еще за полтора-два года до мирового кризиса. «Диалог консалтинг» был привлечен к этой работе. Те идеологические наработки, которые были сделаны, легли в основу двух программ сокращения затрат на КАМАЗе. Работа получилась эффективной: надо отдать должное, весь менеджмент КАМАЗа активно эту тему поддержал и участвовал. И третий «кит» реформ Когогина – активная политика в области развития. С мировыми лидерами автопрома создавали совместное производство компонентов. Если у тебя нет современных компонентов, ты можешь делать что угодно, но хороший автомобиль не построишь.
Вот, если брать по-крупному, три главные составляющие последних камазовских реформ. И по крайней мере в двух из них – реформе товаропроводящей сети и программе снижения затрат – «Диалог консалтинг» активно участвовал.
Я очень рад, что эта связь не прервалась. Сегодня в камазовских структурах работает целая плеяда выходцев из «Диалог консалтинг». И школа Таркаева остается для них основой как профессиональных, так и человеческих воззрений…