Парадокс лягушки
В учебниках по управлению иногда встречаются забавные иллюстрации поведения организаций в условиях кризиса. Одна из них называется «парадокс лягушки».
«В плошку с горячим молоком бросают лягушку. Она неистово бьет лапами и, напрягая все силы, выпрыгивает из плошки, обжигается о горячую плиту и шлепается на пол. Обожженная, шкура клочьями, но – жива!
Другую лягушку бросают в плошку с теплым молоком, стоящую на плите. Первое время она также колотит лапами, но затем привыкает и с удовольствием плавает в своей ванной. Молоко становится все горячее, лягушка уже не может переносить жар, но, увы, сил больше нет, ресурсы борьбы исчерпаны, и гибель становится неминуемой».
Поведение нашего правительства напоминает мне этот парадокс, причем сразу в обоих его вариантах.
В ноябре месяце правительство РФ, Дума, президент и премьер лихорадочно строили всевозможные антикризисные Замки, Советы, Комитеты, один другого важнее и вальяжнее, все выше и выше рангом и все менее и менее способные к конкретному анализу ситуации. Направо и налево раздавались деньги федеральной казны, без умолку раздавались щедрые обещания и непрерывным потоком лились заклинания о том, «что кризис импортный», что у нас будет «тихая гавань», что мы устойчивее всех, и тому подобные (см. А. Кудрин и др. Полное собрание сочинений за октябрь–декабрь 2008 года). Словом, казалось, что мы точно выпрыгнем, причем легко, и даже не вполне понятно откуда.
Постепенно битье лапками начало сходить на нет, слово «кризис» стало вполне цензурным, обещания затихли, появились даже суровые речи о необходимости «обходиться», сокращать расходы и даже «выплывать своими силами».
Комитеты и комиссии превратились в рутинные придатки исполнительной власти подобно многим и многим, созданным по разным поводам в разное время. Одним словом наступил этап блаженного плавания в теплой ванне.
На этом этапе все те люди, которые сформулировали и проводили губительную для страны политику снижения эффективности бизнеса, увеличения непроизводительных госрасходов, поощряли сверхпотребление госкорпораций и закрывали глаза на гигантскую закредитованность контролируемых государством сырьевых монстров, все эти люди остались на своих местах. Именно им поручено бороться с кризисом и победить!
С одной стороны это логично – если эти люди завели экономику в тупик, то, может быть, они знают дорогу назад и могут вернуться по своим следам?
Но вдруг они не умеют думать по-другому (или не умеют вообще)? Или, что еще ужаснее, – их дела соответствуют их убеждениям и перемены в поведении, которое мы наблюдаем уже 6 лет, в принципе невозможны?
Ответ на этот вопрос придет очень скоро.
Если люди и политика не будут изменены, выпрыгнуть уже не удастся. Ванна греется.
Каждый день, проведенный в разговорах, на рынок труда выходит около 10 тысяч человек. А впереди лето – выпуск школ и институтов и сотни тысяч новых безработных.
Эта статья о том, что пора действовать. Что делать – предложения следуют!