О стабильном развитии Российской Федерации и ребрендинге Сбербанка
12 мая депутат от Единой России Владимир Пехтин заявил журналистам, что «… главное достижение правительства – это стабильное развитие Российской Федерации». Очевидно, он находится в той самой «тихой гавани», которой должна была стать Россия, по мнению премьер-министра и министра финансов России.
К сожалению, не всем нашлось место в этой тихой гавани.
Бизнес и особенно производственный бизнес страны оказались зажатыми между падением спроса, приводящего к увеличению доли постоянных расходов в стоимости продукции, и ростом стоимости кредита, также ложащегося на издержки. В результате себестоимость растет в условиях снижения покупательской способности граждан и сводит на нет эффект от роста стоимости импорта, обусловленный девальвацией рубля. Сокращения, неполный рабочий день и снижение доходов населения – процесс, который продолжается во всех субъектах РФ.
Именно поэтому на коллегии Министерства промышленности РТ слегка истеричную реакцию директорского корпуса вызвало выступление заместителя председателя правления Сбербанка в Татарстане, в котором он рассказал о кредитной политике банка. В полном соответствии с теорией В. Пехтина, было сказано, что все в порядке, денег достаточно, ограничений на выдачу кредитов нет, кредитный портфель растет, появляются новые виды кредитования, но сами предприниматели не спешат брать кредиты. Честно говоря, молодцы предприниматели, поскольку в противном случае количество плохих долгов увеличивалось бы гораздо быстрее, чем это имеет место сейчас.
Банкирам не позавидуешь – риски невозвратов действительно возросли, себестоимость, как я показал выше, растет тоже, что делает возврат кредитов, выдаваемых под 20 процентов годовых, весьма проблематичным, даже при кредитовании оборотных средств. Что уж тут говорить об инвестиционных проектах.
Но ведь правительство дало деньги, и их куда-то нужно девать.
И вот появилась информация о том, что Г. Греф, в прошлом министр экономики, а теперь руководитель Сбербанка, решил-таки проблему использования денег, счастливо избежав при этом рисков невозврата со стороны ненадежных предпринимателей. Решено провести масштабный ребрендинг Сбербанка с переоборудованием всех его десятков тысяч офисов.
Нельзя сказать, что эта идея не оживит экономику России – всем, кто будет участвовать в проектах, платить будет Сбербанк, и ближние ремонтно-строительные компании бесспорно оживятся. Однако это вряд ли та цель, для достижения которой выделялись крупнейшим банкам бюджетные деньги.
Возможно, эта идея и не осуществится, однако сам факт обсуждения очень много говорит о том, как представляют себе наши государственные деятели провозглашенную на самом верху помощь реальному сектору.