На экране и в жизни
«…И не читайте советских газет перед обедом»
М. Булгаков, «Собачье сердце»
Во времена профессора Преображенского не было телевидения, иначе эта фраза звучала бы по-другому.
Включаешь телевизор и видишь, как президент, премьер и министр финансов рассказывают нам последовательно сначала о том, как мы укрепимся в период кризиса и станем мировым финансовым центром, затем о том, как мы станем «тихой гаванью» в мировом финансовом шторме, затем о том, как мы будем затронуты кризисом меньше других, и, наконец, как-то без телевидения выясняется, что у нас самое большое в мире падение производства.
Новый сюжет: премьер грозит пальчиком «ручному олигарху» и выделяет ему 2 миллиарда рублей для решения проблем его предприятий за счет бюджета. Одновременно непрерывным потоком с экрана льются песни о поддержке малого бизнеса. Действительно малый бизнес – основа для выживания в кризисе, но все реальные деньги выделены крупному и очень крупному бизнесу, и ничего не сделано для снижения налоговой нагрузки на малый. При этом все, что надо делать, давно известно, меры обсуждаются – но ничего не делается. В результате чего доля малого бизнеса в ВВП падает чуть не на 30 процентов. Может быть, проблема в том, что у правительств всех уровней есть «ручные олигархи», и для малого бизнеса уже просто не хватает рук.
Одновременно с падением доли малого бизнеса множатся ряды «объединенных», судостроительной, двигателестроительной, авиастроительной и, наконец, зерновой, корпораций. И всегда с целью регулирования и повышения эффективности, которое почему-то каждый раз оборачивается ее снижением.
С экрана с восторгом рассказывается о том, что все правительства мира в среднем выделяют на борьбу с кризисом 2 процента ВВП, а наш ВВП аж все 12 процентов. И редкий гражданин задается вопросом – почему так много, кому это достанется и как будет потрачено.
На экране разговоры о неминуемом подъеме в конце 2009 – в начале 2010 года, а в жизни Газпром сворачивает инвестпрограмму, и вот уже в Казани встает КМПО.
Сам президент рассказывает нам о недопустимости передела собственности в условиях кризиса, а в жизни «Сибур» перекрывает кран «Оргсинтезу» и предприятие, имевшее годовую прибыль под миллиард долларов в 2007 году, сегодня оценивается рынком в 125 миллионов долларов.
Телевидение сегодня – это единственный успешный вид производства в нашей стране – производство иллюзий.
Производство иллюзий существует для тех, кто не способен разобраться в фактах, хочет «просто верить» и, по счастливому совпадению, способен обеспечить победу на выборах любой партии, контролирующей телевизор.
Так что, господин Эрнст, ни телевидение не нужно интеллигенции, ни интеллигенция не нужна этому телевидению. Ее же мало, и на выборы она ходит редко.