Что делать?

A A= A+ 28.04.2009

«Весь мир нам завидует, я точно говорю!»

Владимир Путин, 06.04.09

 

(Падение ВВП Великобритании в 2009 году – 1,9 процента, России – 6 процентов, Китая – рост на 7,5 процента)

В предыдущей статье я уже показал, что природа нашего кризиса существенно отличается от природы кризиса в остальном мире. Легче всего убедиться в этом, представив себе, что кризис сегодня закончился.

Разве это «их» экономика выйдет из кризиса с изношенными основными фондами, с устаревшими модельными рядами, разрушенной системой образования, с коррупцией, в разы превышающей среднемировые показатели, монополизированной промышленностью и изверившимся малым бизнесом? К сожалению, в день «Х» это будет наш багаж.

Все перечисленное требует кардинального изменения экономической политики правительства и даже более того – основных принципов управления страной. Это изменение, равно как и «работу над ошибками» правительства, надо начинать немедленно, однако результаты будут получены не ранее, чем через несколько лет.

Поэтому прежде чем говорить о том, что надо сделать в плане национальной стратегии, несколько слов о первоочередных мерах, без принятия которых время стратегических изменений может и не наступить.

У правительства любого уровня (национального, регионального) есть предельная «пропускная способность», выражающаяся в количестве осмысленных решений, которое оно способно принять за определенный отрезок времени. В условиях кризиса – за короткий отрезок. В результате правительство, опять же любого уровня, может или всесторонне рассмотреть ситуацию на максимум двух-трех десятках предприятий и выработать меры поддержки. Или принять системные решения по мерам воздействия на категории предприятий и предпринимателей, которые окажут воздействие на экономику в целом.

Пока российское правительство и, по его примеру, наше республиканское, концентрирует усилия на анализе ситуации в небольшом количестве крупных предприятий и выработке индивидуальных мер поддержки.

С одной стороны, это кажется оправданным, поскольку затрагиваются генераторы большей части ВВП (ВРП). С другой стороны, в наихудшем состоянии, требующем немедленных решений, оказались, как правило, предприятия, управлявшиеся не лучшим образом. То есть помощь часто оказывается не лидерам рынка, а его аутсайдерам. Типичный пример – АвтоВАЗ. Из республиканских организаций похожим примером можно считать «ВАМИН Татарстан». В то же время ряд предприятий, даже очень сильно пострадавших от изменения рыночной конъюнктуры, например «Татнефть», отказывается от предлагаемой им господдержки.

Дополнительным минусом индивидуального подхода является то, что решения об оказании адресной поддержки неизбежно лоббируются различными группировками в правительствах. Причем в условиях дефицита времени почти невозможно отличить реальные точки зрения от проекций личных интересов.

Дополнительные проблемы возникают также и на этапе реализации принятых решений, поскольку лоббистская борьба продолжается до самого момента перечисления денег. Именно поэтому некоторые решения об оказании поддержки промышленным предприятиям, принятые еще в ноябре, до сих пор не реализованы.

При оказании системной поддержки всем субъектам экономики или их широкой категории ее плодами в большей степени воспользуются предприятия, управляемые наилучшим образом и имеющие наибольшие шансы на выживание. Коррупционное воздействие на решения такого рода хотя и возможны, но значительно менее вероятны.

Особенно важны системные решения для малого и среднего бизнеса. При наличии десятков и сотен тысяч субъектов предпринимательской деятельности и речи не может быть об индивидуальном подходе. (Есть такая поговорка: «Законы нужны только малому бизнесу – большому бизнесу нужно «свое» правительство»).

Какие системные решения могут быть приняты в короткие сроки:

  • снижение ставок налогообложения малого бизнеса, причем не только тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, но и индивидуальных предпринимателей на патенте и предприятий на вмененке. Выпадающие доходы могут быть скомпенсированы изъятием природной ренты не только у нефтяников (что уже делается), но и газовиков, металлургов, лесозаготовителей, одним словом, у всех сырьевиков в равной степени;
  • снижение начислений на заработную плату, величина которых сегодня определяется не столько потребностями работников, сколько крайней неэффективностью управления социальными фондами и расточительностью их управляющих;
  • возможны и радикальные решения типа разрешения предпринимательской деятельности без регистрации – по аналогии со знаменитым ельцинским указом о свободной торговле;
  • полная остановка как минимум на год всякой контрольной деятельности экологов, пожарных, милиционеров и других проверяющих в отношении предприятий, не относящихся к категории особо опасных производств;
  • организация общественных работ на социально значимых направлениях за пределами предприятий, с которых выводятся работники. Увеличение уровня оплаты труда, занятых на общественных работах, до величины минимального потребительского бюджета;
  • увеличение ставок таможенных пошлин на предметы роскоши и товары, имеющие аналоги, производимые в стране, на 1–2 года;
  • активная пропагандистская кампания в пользу приобретения товаров отечественного производства;
  • полное освобождение от налогов вновь создаваемых предприятий – производителей наиболее массовых импортируемых товаров;
  • перевод малого бизнеса на отчетность один раз в год;
  • расширение понятия малый бизнес до 50 миллионов рублей в год;
  • замораживание тарифов естественных монополий.

Объективности ради надо сказать, что системные меры обсуждаются тоже, в том числе и в Государственной думе, но решения по ним принимаются крайне робкие и половинчатые. Например, снизить налог на малый бизнес, находящийся на упрощенке, но только для тех, кто работает по принципу доходы минус расходы. Принять закон о борьбе с коррупцией, но ввести его в действие с 2010 года, и тому подобные примеры неповоротливости. Но ведь могут работать быстро, когда хотят. Например «под Ходорковского» надо было срочно внести изменения в Уголовный кодекс – справились меньше чем за месяц. Вот бы по всем вопросам так!

Поскольку это статья, а не программный документ партии «Правое дело», региональную организацию которой я возглавляю, я не буду дальше злоупотреблять терпением читателей и перечислять весь диапазон оперативных антикризисных мер, предлагаемых нами.

Основная направленность мероприятий понятна – сокращение накладных расходов везде, включая государственное управление, разумный протекционизм, поддержка национального капитала, демонополизация, поддержка малого бизнеса во всех формах.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER